Положение
о Виртуальной справочной службы Пензенской областной библиотеки
1. Общие положения
1.1. Деятельность Виртуальной Справочной Службы (ВСС) направлена на выполнение запросов удаленных пользователей,
связанных с поиском информации, с использованием традиционного и электронного справочного аппарат библиотеки,
ресурсов Интернет.
Виртуальная справка – это ответ на разовый запрос виртуального пользователя, который включает библиографическую и (или) фактографическую информацию и выполняется в интерактивном режиме
Виртуальным пользователем считается человек, который зарегистрировался на странице «Пользователь» службы «Виртуальная справка» сайта Библиотеки.
1.2. Основные принципы работы:
• oбщедоступность и бесплатность для всех пользователей;
• универсальный характер принимаемых запросов;
• обязательность выполнения принятых к работе запросов и предоставление ответов даже в случае отсутствия требуемой информации;
• строгость и лаконичность межличностного взаимодействия персонала и удаленных пользователей при обслуживании пользователей;
• конфиденциальность информации о пользователях;
• максимальное использование информационных ресурсов Пензенской областной библиотеки;
• стимулирование пользователей к обращению в реальную библиотеку для получения наиболее полной информации по интересующей его теме или проблеме.
• привлечение внимания пользователей к платным сервисным услугам Пензенской областной библиотеки для получения информации, отсутствующей в открытом доступе.
• содействие воспитанию информационной культуры пользователей.
1.3. Служба функционирует в структуре справочно-библиографической группы.
2. Функции
2.1. ВСС выполняет запросы удаленных пользователей, обратившихся в службу, независимо от их возраста, уровня образования и места проживания
2.2. Типы принимаемых запросов.
• Запросы о наличии конкретных отечественных и иностранных изданий, хранящихся в фондах ПОБ;
• Тематические запросы, выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска и могут выполняться на основе имеющихся в ПОБ традиционных и электронных библиографических ресурсов, а также ресурсов Интернета;
• Фактографические запросы.
2.3. Тематика принимаемых запросов.
Принимаются тематические запросы по социально-экономической, гуманитарной, естественнонаучной, медико-биологической и технической тематике.
2.4 Библиотека не выполняет виртуальные справки если:
• задание выходит за рамки технических или организационных возможностей библиотеки;
• смысл информационного запроса не отвечает морально-этическим нормам;
• запрос, связанный с написанием рефератов и курсовых работ, а также с решением (выполнением) математических, физических, химических и иных заданий;
• не выполняются запросы, связанные с предоставлением информации развлекательного характера (решение кроссвордов, участие в интеллектуальных играх, викторинах и др. конкурсах).
• запрос, связанный с коммерческой посреднической деятельностью;
• запрос противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
2.5. Предоставляемые услуги
• В ответ на запрос пользователь получает ссылку на источник информации в сети Интернет для самостоятельного извлечения информации;
• В ответ на запрос пользователю предоставляется готовый ответ с указанием источника получения информации
• Список литературы (до 10 библиографических описаний);
• Возможность самостоятельного поиска информации в БД выполненных запросов, генерируемой по мере поступления запросов;
• Возможность обращения к виртуальным справочным службам других библиотек на основе постоянно поддерживаемого путеводителя, размещенного на странице ВСС;
• Форму ответа выбирает сотрудник ВСС.
• Предоставление полнотекстовой информации находящейся в фондах Областной библиотеки предоставляется на платной основе, в форме ЭДД. Оплатить заказ можно почтовым или банковским переводом на расчетный счет ПОБ им. М.Ю. Лермонтова. В платежном поручении должно быть указано назначение платежа: «Изготовление электронных копий фрагментов печатных документов».
2.6. Сроки выполнения запросов – от 1-го часа до 2-х рабочих дней.
2.7. Ресурсная база обслуживания.
• При выполнении запросов используется традиционный справочно-поисковый аппарат библиотеки, система электронных каталогов ПОБ, ресурсы Интернет, а также приобретаемые ПОБ по подписке библиографические и полнотекстовые БД;
• При выполнении запросов используется библиографическая информация, представленная на сайте ЛИБНЕТ;
• При выполнении запросов автоматически генерируется общедоступная БД выполненных запросов.
3. Организация работы службы
3.1. Запросы принимаются в течение всей рабочей недели (вторник - воскресение) и выполняются в порядке их получения.
Библиотека оставляет за собой право назначать фиксированное количество запросов на сутки.
3.2. Организация и порядок работы ВСС осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
3.3. Узкоотраслевые запросы передаются для выполнения в соответствующие отделы библиотеки.
3.4. Для функционирования ВСС назначается сотрудник группы, несущий ответственность за оперативность и качество услуг.
|