4 марта (№ 8)

Пополнение картинной галереи

В двух больших комнатах расположены больше тысячи картин знаменитых русских и западноевропейских художников. Здесь имеются подлинники и копии картин, портретов, скульптур и произведений графики крупнейших мастеров.

На днях картинная галерея пензенского художественного училища получила из Ленинграда пополнение. Получены подлинники картин известных русских художников: Миропольского «Безбородко с сыном», Кустодиева – «Натурщица», картины художников Чистякова и Флавицкого.

Получены 7 картин графики русской школы. Наиболее значительное среди них произведение – написанный художником Савинским «Портрет дочери».

Имеются 8 картин западноевропейских школ. Выставлено и полотно знаменитого художника ван дер Хаагена «Пейзаж», безыменные картины итальянской, фламандской и голландской школ, исполненные в XVII и XVIII веках.

Всего закуплено картин на 20400 рублей.

Картинную галерею посещают не только жители Пензы, но и близлежащих районов. Ежедневно здесь бывает 150-200 человек.

 

 

2 апреля (№ 32)

Лекции о великом земляке

Работники музея имени М. Ю. Лермонтова, готовясь к 100-летнему (ТАК В ТЕКСТЕ. – СОСТАВИТЕЛИ) юбилею поэта, организовали ряд популярных лекций о жизни и творчестве великого земляка.

Эти лекции были прочитаны в Кевде, Сулаке, В.-Враге, Обвале, Кукорках и других селах Чембарского района. Лекции прослушали 3000 колхозников.

 

 

23 апреля (№ 50)

Выставка, посвященная Т. Г. Шевченко

Чембарский музей имени В. Г. Белинского организовал выставку, посвященную 125-летию со дня рождения великого украинского поэта Т. Г. Шевченко.

В центре выставки большой портрет Тараса Григорьевича с текстом из «Заповеди»:

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой

Не забудьте, помяните

Добрым тихим словом.

Ниже, на щите, слова Ленина о том, что рядом с памятниками великим людям в Москве и Ленинграде необходимо поставить памятник Т. Шевченко.

Выставка шаг за шагом показывает борьбу писателя-революционера против помещичье-крепостного строя. Его картины: «Хата вдовы», «Катерина», «Наказание колодкой», «Форт Александровский» и другие – все они звали к революционной борьбе, воспитывали жгучую ненависть к проклятому прошлому, когда крестьян считали вещью. Об этом красноречиво говорит на выставке «Купчая» о продаже помещиком Мелениным крестьянина деревни Ростовки Чембарского района Матвея Харлампиева за 400 рублей ассигнациями. «Купчая» – хорошая иллюстрация к делу о выкупе писателя за 2500 рублей у помещика Энгельгардта.

10 лет тяжелой ссылки, о которой сам поэт писал, что «в продолжении 10 лет… кроме рабской речи ничего не слышал», не сломили революционного духа Шевченко. Он остался таким же непримиримым до конца к классовым врагам.

Сбылись предвидения поэта – свободные народы Советского союза, согретые сталинским солнцем, в семье великой, новой торжественно отметили 125 лет со дня рождения великого кобзаря.

 

 

27 апреля (№ 53)

Возрождение картин

Темное, покрытое трещинами и царапинами полотно. Местами, как открытые раны, зияют прорывы. Под тусклым налетом разложившегося лака скрыты жизнь и блеск красок, положенных кистью великого художника.

К картине подходит художник-реставратор. Тончайшим пинцетом, осторожно, чтобы не повредить живописи, он соскабливает грязные пятна. Картину купают в парах чистого спирта, кладут заплаты, бережно приклеивают осыпающуюся краску.

Искусная рука мастера возрождает картину, краскам возвращаются их первоначальный цвет, свежесть и чистота.

Большую и ценную работу проделала в Пензе экспедиция реставрационной мастерской Третьяковской галереи. Три художника Е. В. Кудрявцев, В. А. Фёдоров и М. Ф. Иванов за короткий срок вернули к жизни 18 полотен замечательных мастеров искусства.

Портрет И.И. Шишкина кисти Мясоедова был особенно сильно поврежден. На нем имелось девять прорывов от одного до шести сантиметров. Краски потемнели и осыпались. Сейчас портрета не узнать. Как будто он только что написан художником.

Пейзаж Боголюбова «Деревня» годами лежал на складе. Это было сплошное черное пятно. Выставлять его в картинной галерее не было смысла. И вот пейзаж снова засверкал яркими солнечными красками.

Недавно полученное из ленинградского Эрмитажа полотно неизвестного художника фламандской школы XVII века в значительной части было скрыто непроницаемым слоем испортившегося лака. Теперь перед картиной останавливаются посетители галереи, восхищенные жизненной правдой изображения.

Экспедицией реставрированы картины прославленных русских художников К. Маковского, Коровина, Верещагина, Поленова, Васильева, Саврасова, Иванова. Но на этом работы далеко не закончены. Нуждаются в восстановлении еще 130 полотен. Художественному училищу необходимо обратиться в Третьяковскую галерею с просьбой направить в Пензу художников-реставраторов на более длительный срок.

З. Гусева

11 мая (№ 63)

К открытию Лермонтовского заповедника

Чембар. Музей имени М. Ю. Лермонтова деятельно готовится к открытию Лермонтовского заповедника в селе, носящем имя великого поэта. Устроенная плотина образовала большое водохранилище. Вода доходит до Лермонтовской усадьбы. Таким образом, достигнут тот вид пруда, который был при жизни поэта.

Заканчиваются работы в склепе, который переоборудуется в мавзолей. Гроб поэта будет доступен экскурсантам.

А. Рыжков

20 мая (№ 70)

Открытие Лермонтовского заповедника

Чембар, 19 мая. 4 июня состоится открытие Лермонтовского заповедника, находящегося в селе Лермонтово. Сейчас приводится в порядок дом бабушки поэта Арсеньевой и другие постройки, находящиеся в заповеднике.

Ко времени открытия заповедника в село Лермонтово (бывшее Тарханы) ожидается прибытие бригады научных работников Московского государственного литературного музея.

Дирекция заповедника приобрела на 60000 рублей старинных литографий, портретов Лермонтова и его современников, в частности А. С. Пушкина.

Работники заповедника и музея Белинского к открытию заповедника готовят литературно-музыкальный монтаж «Лермонтов в селе Тарханы». Также готовится «Путеводитель по литературным местам Чембарского района».

 

 

Неполадки в музее

В Пензенском краеведческом музее много ценных экспонатов, но надписи на них выцвели от времени, их трудно разобрать. На витринах отдела социалистического строительства имеются устаревшие надписи.

Некоторые экспонаты неправильно размещены. Например, коллекции минералов поставлены так, что одна сторона находится в темноте.

Нужно организовать историко-революционный отдел местного края.

В музее слабо отражено пребывание в Пензе и бывшей Пензенской губернии Белинского, Огарёва, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Ильи Николаевича Ульянова. Все архивные материалы о них, воспоминания и предания надо тщательно собирать и хранить.

 

 

24 июня (№ 100)

О ценных реликвиях и музейных олимпах

Еще при жизни М. Е. Салтыкова-Щедрина скульптор Бернштейн вылепил бюст великого русского сатирика. Копия с бюста, вылитая из бронзы, находится на могиле писателя. Подлинник сыном Щедрина – Константином Михайловичем – был некогда подарен пензенскому художественному училищу. Здесь безобразно отнеслись к этому памятнику. Бюст пропал. Только в прошлом году его случайно разыскали в подвале педагогического училища валяющимся среди всякого хлама. Ка он попал в педагогическое училище – неизвестно. Одно время он служил натурой на уроках рисования, а затем был отправлен в подвал, где его и нашел бывший директор библиотеки имени Лермонтова товарищ Фёдоров. Он реставрировал бюст и оставил его в библиотеке.

Пензенский краеведческий музей, в котором создан уголок М. Е. Салтыкова-Щедрина с сохранившимися после смерти писателя некоторыми реликвиями, ничего не сделал для приобретения бюста. Дальше разговоров работники музея не пошли. А очень важно, чтобы все документы и материалы о замечательном русском писателе были сосредоточены в одном месте.

То же самое можно сказать и в отношении картины, находящейся в архиве центральной библиотеки. По преданию, картина написана М. Ю. Лермонтовым.

Кроме того, в центральной библиотеке есть список произведений Лермонтова, в том числе поэмы «Казначейша», сделанной еще при жизни поэта. Список представляет несомненный интерес.

В архиве библиотеки есть книги с автографами М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Белинского, М. Ю. Лермонтова и других писателей, но все это лежит под спудом, так как архив не изучен. Никто не может сказать – уцелели ли эти книги. В течение долгих лет идут бесплодные разговоры о приведении архива в порядок и изъятии из него всех ценностей.

Без вмешательства Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Пензенской области в этом деле не обойтись. Однако и он ничего не сделал. И получается несколько странно и стыдно за наш город. Лермонтовский музей города Пятигорска, узнав о том, что в пензенской центральной библиотеке хранится картина, написанная Лермонтовым, предпринял ряд мер для приобретения этого памятника о поэте. Пензенский же краеведческий музей сохраняет олимпийское спокойствие. Больше того, у нас, видимо, считают вполне допустимым держать ценные реликвии под спудом, упрятав их, подобно тому, как поступили с картиной Лермонтова, куда-нибудь в архив, в подвал, в царство крыс.

К. Весин

27 июня (№ 102)

Экскурсия в село Лермонтово

Учителя начальных и средних школ Сердобского и Телегинского районов на велосипедах совершили экскурсию в село Лермонтово Чембарского района. Здесь экскурсанты с большим интересом осмотрели могилу великого русского поэта М. Ю. Лермонтова и дом, где раньше жил поэт.

И. Алёнкин

 

30 июля (№ 130)

Открытие музея имени М. Ю. Лермонтова

Открытие музея имени М. Ю. Лермонтова в бывших Тарханах (теперь село Лермонтово Чембарского района) является праздником советской культуры.

О том, что Лермонтов стал подлинно народным поэтом, говорят цифры посещения могилы поэта и дома, в котором прошли его детские годы. За 1938 год лермонтовские места посетили 12500 человек, и в текущем году наплыв посетителей по сравнению с прошлым годом значительно возрос.

Сюда прибывают экскурсии учащихся, колхозников не только из соседних районов – Свищевского, Каменского, Поимского, но и из более отдаленных – Керенского, Башмаковского, Пачелмского, а также из областного центра.

 

1 августа (№ 131)

Музей М. Ю. Лермонтова открыт

30 июля в селе Лермонтово Чембарского района был большой праздник. В этот день состоялось торжественное открытие музея М. Ю. Лермонтова – одного из самых замечательных культурных учреждений нашей области.

Музей М. Ю. Лермонтова размещен в доме, где прошло детство поэта (реставрация этого дома закончилась в прошлом году). В девяти залах музея находятся около 1500 экспонатов, осмотр которых всесторонне знакомит с жизнью и творчеством Лермонтова. Здесь собраны многочисленные портреты поэта, копии написанных им картин, книги и журналы с произведениями Лермонтова, изданные при его жизни, фотокопии рукописей, гравюры и литографии, отображающие эпоху и современников Лермонтова. Залы музея обставлены старинной мебелью. Часть её – из усадьбы бабушки Лермонтова – Арсеньевой.

Созданием музея руководила бригада Московского государственного литературного музея. Экспонаты музея прекрасно оформлены.

Открытие музея превратилось в большое народное торжество. К часу дня на главной площади села Лермонтово вокруг трибуны собралось около двух тысяч человек. Кроме жителей села и Чембарского района, здесь были экскурсанты – колхозники из Каменского, Свищевского, Поимского, Башмаковского и других районов области. Прибыли гости из Москвы и Пензы.

Митинг открыл секретарь Чембарского райкома ВКП(б) товарищ Лобанов. Колхозный хор исполнил «Интернационал».

От имени областного отдела народного образования и учителей Пензенской области заведующий облоно товарищ Быкарев поздравил присутствующих с открытием замечательного памятника незабываемому поэту.

А. Храбров

4 августа (№ 134)

Приветствия музею М. Ю. Лермонтова

На имя директора дома-музея М. Ю. Лермонтова товарища Храмова получена следующая телеграмма из Москвы от директора Государственного литературного музея товарища В. Д. Бонч-Бруевича:

«Поздравляю вас и общественность Чембара с открытием музея Лермонтова. Желаю успеха и процветания вашему музею».

Приветственная телеграмма по случаю открытия музея М. Ю. Лермонтова получена также от сотрудников Пензенского краеведческого музея.

 

 

12 августа (№ 141)

Экскурсия в дом-музей М. Ю. Лермонтова

Коллектив рабочих и служащих Н.-Ломовской автошколы посетил 6 августа дом-музей великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Посетители познакомились с материалами о жизни и творчестве великого поэта, осмотрели дом, в котором воспитывался Михаил Юрьевич.

Перед отъездом экскурсанты осмотрели фамильный склеп Лермонтовых, в котором находится гроб с прахом поэта.

 

 

 

15 августа (№ 143)

***

Пенза. Приехала группа экскурсантов – сельских учителей Сердобского, Наровчатского и других районов области. Экскурсанты посетят музеи, ботанический сад и другие достопримечательности областного центра.

 

 

21 августа (№ 148)

В музее Лермонтова

Самый молодой музей нашей области – Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тарханах – привлекает посетителей со всех концов страны. За три недели после открытия его посетили около 1000 человек. В книге отзывов можно видеть записи гостей из Москвы, Ленинграда, Баку, Архангельска, Перми, Саратова, Запорожья…

Вот что записал после посещения могилы поэта ассистент Пермского университета товарищ Володин:

«На могиле поэта мы были два раза. Первый раз это было 15 лет назад. С особым удовлетворением отмечаем, что могила содержится в лучшем порядке, чем раньше.

Во всем этом проявляется забота партии и правительства о памятниках искусства, об уважении к памяти наших великих поэтов – лучших представителей великого русского народа».

Тарханы, их живописная природа, лермонтовские памятники привлекают многих художников. В разных местах тарханского парка можно сейчас видеть фигуры, склонившиеся над мольбертом. Ленинградский художник Гохштейн второй год приезжает в Тарханы. Выставку зарисовок Тархан он окажет в лениградском отделении Пушкинского общества. По заказу Сталинской картинной галереи работает над серией этюдов художник товарищ Нижегородов. Молодой пензенский художник товарищ Исаев пишет этюды и зарисовки для своей картины «Лермонтов в Тарханах».

Недавно закончила работу в Тарханах и окрестных селах бригада студентов Ленинградского университета. Она собрала большой материал по теме «Элемент местного народного языка в произведениях Лермонтова». Аспирант Ленинградского университета товарищ Нефёдов, работая в Тарханах и окрестностях ,подготовил интересное исследование о местных источниках ранней повести Лермонтова «Вадим». Результаты этих работ будут доложены в Ленинграде осенью на юбилейных заседаниях, посвященных 125-летию со дня рождения Лермонтова.

Недостатком музея в Тарханах являлось до сих пор отсутствие путеводителя. Государственный литературный музей в Москве готовит сейчас сводный путеводитель по лермонтовским местам СССР. Туда включен очерк «Лермонтов в Тарханах», написанный работниками тарханского музея товарищами Корниловым и Храмовым.

К исполняющемуся 14 октября 125-летнему юбилею со дня рождения Лермонтова музей готовит открытие двух новых отделов: «Лермонтов в Тарханах» и «Лермонтов и крепостное право».

Успехи и планы музея были бы более обширными, если бы не Пензенское облоно. Хозяин музея – облоно, в частности зав. облоно товарищ Быкарев, совершенно не занимается музеем. Побывав на открытии музея и узнав о неотложных нуждах музея, товарищ Быкарев обещал, что на другой же день по возвращении в Пензу он перечислит необходимые музею средства. Денег нет до сих пор.

Из-за отсутствия средств не развернута должным образом подготовка музея к предстоящему юбилею Лермонтова. Да и весь план юбилейных мероприятий в нашей области, как мы уже отмечали, может быть сорван из-за неповоротливости Быкарева.

А. Храбров

 

 

4 сентября (№ 160)

На родине Белинского

Белинский родился в Свеаборге, на территории теперешней Финляндии, но подлинная родина его – город Чембар нашей области. В Чембаре прошло его детство, здесь он окончил уездное училище. Учась в Пензе и Москве, Белинский приезжал в Чембар на каникулы. Сама фамилия Белинского произошла от названия села Белынь, находящегося недалеко от Чембара.

Впечатления чембарской жизни оставили у Белинского глубокий след. В письмах его нередко встречаются упоминания о Чембаре. Так, описывая родным жизнь в Московском университете, Белинский писал:

«Я теперь нахожусь в таких обстоятельствах, что лучше бы согласился быть подьячим в чембарском земском суде, нежели жить на этом каторжном, проклятом казенном коште».

О любви Белинского к родным местам ярко свидетельствуют следующие строки из его письма 1835 года:

«Хочется вздохнуть воздухом родины, взглянуть на места, где провел детство. (…) Сколько раз сердце просилось, душа рвалась туда, туда!»

Знаменательно, что первая большая статья Белинского, принесшая ему известность – «Литературные мечтания», статья, появление которой принято считать началом русской критики, имеет пометку «Чембар».

Память великого русского критика достойно отмечена на его родине – это можно заявить с удовлетворением. Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что здесь его имя знает каждый. Главная улица города – улица Белинского. На ней сохранился дом семьи Белинских, в котором сейчас музей. Здание училища, где учился Белинский, отмечено мемориальной доской. Районная библиотека, Дом культуры, парк носят имя Белинского.

В одной из своих статей Белинский вспоминает «золотые годы» детства:

«Я снова становлюсь ребенком, и вот уже с биющимся сердцем бегу по пыльным улицам моего родного городка, вот вхожу на двор родимого дома с тесовую кровлею, окруженный бревенчатым забором… А в доме – там нет ни комнаты, ни места на чердаке, где бы я не читал, или не мечтал, или позднее не сочинял…»

Дом, о котором так тепло вспоминает Виссарион Григорьевич, дожил до наших дней и теперь восстановлен в своем прежнем виде. Любопытна история этого дома. До революции он переходил из рук в руки, последним хозяином был купец Антюшин. На дореволюционных изданиях сочинений Белинского можно видеть изображение этого дома с крупной вывеской «Трактир». В 1909 году владелец трактира Антюшин, узнав, то дом хотят у него купить для устройства библиотеки имени Белинского, запросил за дом 10 тысяч рублей, что, вероятно, раз в двадцать превышало его рыночную стоимость. Таких денег у библиотеки не нашлось, и трактир в доме Белинского находился до революции.

В семи комнатах дома сейчас размещен музей. Жизнь и деятельность великого критика в нем показаны полно и всесторонне. Хорошо задуман последний раздел «Мысли Белинского и наша действительность». В этом году музей Белинского уже посетили около 12 тысяч человек. Музей ведет большую просветительскую работу, организуя выставки, лекции и доклады в колхозах.

По сравнению с недавно открытым музеем Лермонтова в Тарханах, музей Белинского выглядит бледнее. Это и понятно: подлинные вещи скромной обстановки семьи Белинских не сохранились, и очень мало материала, чтобы можно было заменить их типичной обстановкой эпохи. Но неутомимый организатор музеев товарищ Храмов ведет работу в этом направлении.

К дому-музею Белинского прилегает прелестный садик, о котором в сочинениях Виссариона Григорьевича также имеется несколько теплых строк.

Деревянное здание с колоннами, к которому прикреплена доска с указанием, что здесь в годы детства учился Белинский, также имеет интересную историю. Белинский учился здесь четыре года. Здесь увидел его и отметил писатель Лажечников, ревизовавший Чембарское училище в качестве директора училищ Пензенской губернии. Позднее, в 1836 году, в этом здании несколько недель лечился император Николай I, пострадавший при аварии своего экипажа под Чембаром. В память об этом «событии» здание училища было превращено в церковь. А сейчас здесь – Дом пионеров, одна из комнат которого посвящена Белинскому. Таковы превращения этого скромного здания за сто с лишним лет, прошедших с тех пор, как оно видело в своих стенах мальчика Виссариона Белинского…

Нужно заметить, что историческое здание находится сейчас в очень плохом состоянии. Оно разрушается. Необходим срочный капитальный ремонт.

Курьезно, что соседнее здание школы, значительно более поздней постройки, также имеет доску, говорящую, что здесь учился Белинский. Оказывается, директор школы – большой почитатель Белинского, патриот Чембара и своей школы – прикрепил доски сразу на двух зданиях. Чембарцы посмеялись и привыкли, но приезжие не знают, какому же из двух зданий действительно принадлежит высокая честь быть связанным с именем Белинского.

В Чембаре есть еще одно здание, посвященное памяти В. Г. Белинского. Это – Дом культуры, или, как его раньше называли, Народный дом, построенный в 1912 году на средства, собранные по Всероссийской подписке в честь столетия со дня рождения Виссариона Григорьевича.

Большое и просторное здание носит имя Белинского, но – увы! – в этом мало утешения. В Доме культуры очень мало культурного: там грязно, неуютно, зимой холодно. Почти вся культурная работа заменена демонстрированием кино. Директор товарищ Никулин жалуется, что ему не помогают, – обычная жалоба неэнергичных людей. Думаем, что Дом культуры на родине Белинского, располагающий большими возможностями, мог бы быть образцом для политико-просветительских учреждений нашей области.

Чембар благодарно хранит память о своем великом земляке. В городском парке чембарцы собираются воздвигнуть памятник Белинскому.

В статье «Литературные мечтания» Белинский написал пророческие слова:

«Придет время, просвещение разольется в России широким потоком…»

В маленьком Чембаре, как и во всей нашей великой стране, оправдалось это предвидение. В родном Белинскому Чембаре сейчас учится каждый третий человек. В городе девять учебных заведений. И это – тоже памятник Белинскому.

 

26 декабря (№ 252)

Областная художественная выставка

24 декабря, в день выборов в местные Советы, в картинной галерее Пензенского художественного училища открылась первая областная художественная выставка. Из 360 присланных экспонатов отобраны 220. Они размещены в трех залах.

Художник И. Я. Евстигнеев представил 10 картин и этюдов. Заслуживают особого внимания картины «У финиша» и «Дети в парке зимой». Среди 20 картин работы художника товарища Краснова обращает на себя внимание композиция «Чапаев среди крестьян». Посетители выставки подолгу задерживаются у большой картины «Ленин произносит речь», написанной преподавателем Пензенского художественного училища А .Г. Вавилиным.

Представляют большой интерес пейзажи лермонтовских мест работы педагога Телегинской средней школы товарища Исаева. Среди них: «Общий вид села Тарханы», «Комната М. Ю. Лермонтова в доме его бабушки» и другие.

Из графических работ особенно выделяются замечательные пейзажи и этюды окрестностей Чаадаевки и Пензы художника Н. И. Дроздова.

Художник И. А. Каштанов выставил рисунки, среди которых прекрасно исполненный портрет профессора И. И. Спрыгина.

На выставке посетители также знакомятся с работами художника И. С. Горюшкина-Сорокопудова, работающего в местном художественном училище.